Несмотря на большие достижения на сцене у кубинского народа Алисия Алонсо всегда будет ассоциироваться с Национальным балетом Кубы в Гаване, потому как Алисия является его создателем и руководителем вот уже ни один десяток лет.
Она появилась на свет 21 декабря 1920 года в Гаване в семье испанского офицера. В девять лет родители, заметив пластичность и музыкальный слух дочери, отдали ее в балетное искусство. По воле судьбы ее преподавателем стала русская балерина София Федорова, которая долгое время танцевала в Большой театре в Москве. Русский балет был известен на весь мир, и учиться у такого педагога считалось привилегией.
Алисия очень рано вышла замуж. Ей было всего 15 лет, когда она познакомилась с кубинским танцовщиком Фернандо Алонсо. Молодые люди поженились и много лет уже живут и работают рука об руку.
В 19 лет в результате несчастного случая девушка частично лишилась зрения, сегодня балерина практически ничего не видит. Несмотря на это, Алисия считается одной из самых техничных балерин ранее и ныне существующих на планете.
В 1948 году в возрасте 28 лет Алонсо создает собственную студию, которая впоследствии станет основой для современного Национального балета. Но эти прекрасные начала были прерваны диктаторским режимом Батисты, который заставил балерину уехать с родного острова и искать себе работу в других странах. Дело в том, что Батиста считал, будто бы интеллигенция и представители культуры больше симпатизируют левой партии, чем правящей. Поэтому он распорядился урезать все финансирование. Результатом стало то, что танцоры забросили классическую хореографию и пошли работать в ночные клубы. А Алинсия Алонсо через некоторое время уехали из страны.
Она блестяще выступала в Большом театре, какое-то время танцевала в балетных трупах Европы и Америки. И только после того, как братья Кастро свергли неугодный режим, осуществив революцию, Алонсо вернулась домой в Гавану.
Ее цель еще не достигнута, так как в ее голове вертится идея о создании Национального балета. Студию, которую они открыли вместе с мужем, они первое время содержали на свои деньги. Но Алисия постоянно искала источники дополнительного финансирования и пыталась довести систему преподавания до совершенства. Алонсо всегда считала, что Латинская Америка может поднять мировой балет на новый уровень, однако, по ее мнению, до сих пор не принесла и сотой доли в него.
В 1956 году она заняла должность художественного руководителя шоу «Эль Тропико». Несмотря на то, что проработало оно всего один сезон, доход, который был от него получен, удовлетворил его организаторов. На вырученные деньги они решаются пригласить звезду танца – Фреда Астера, который уже был знаком с Алисией по постановкам на Бродвее. Он был ведущим танцором, звездой мировой величины, а она тогда только начинала свой карьерный путь. Вдобавок ко всему Фред не был приверженцем классической школы, на сцене он больше импровизировал. И работать этой паре вместе было очень нелегко.
После того как муж Алисии получи серьезную травму, он покинул большую сцену, но остался помогать своей жене в административных делах, иногда танцуя небольшие партии.
За свою работу и вклад в развития балета Кубы Алонсо была награждена множеством премий и наград. С 1973 года она является доктором искусств Гаванского университета. А с 2002 года послом доброй воли ЮНЕСКО.
К сожалению, в последние семь лет участились случаи побега танцоров Национальной балетной школы на гастролях. Некоторые бегут в Америку, кто-то в Канаду и Мексику. Все они объясняют это плохими условиями для танцоров в стране и недостаточными возможностями для их развития.