Пляжи Кубы
Девушки Кубы

Культурное развитие Кубы

Кубинская нация формировалась из трех основных начал, в итоге этого формирования появился народ влившийся в мировое сообщество. Самым первым из его корней являются аборигены, но их этническое влияние было совсем незначительным потому как истребление коренного населения шло массово и скоротечно во время завоевания и колонизации острова. Другие оба этнических корня, африканский и испанский, имели очень большое значение в формировании кубинского народного этноса.

Второй этнический корень был результатом миграции испанского населения Испании, этот процесс проходил на протяжении всего времени истории Кубы. В начале завоевания Кубы колонисты были в большинстве своем выходцами из Кастилии, с юга Испании. Также переселялись большие группы эмигрантов из Галисии и Каталонии а также с Канарских островов.

Третьи этнические корни Африканские, они оставили самые большие последствия в процессе становления кубинской культуры. Различные культуры африканских рабов как различных этно групп (мандигна, карабалия, конго, йоруба, банту) перемешивались между собой во время работ на плантациях, образовывая новые культурные объединения внутри чернокожих общин. Изначально на плантациях начинается соединение культур рабов и хозяев, что и заложило начало развития новой культуры, отличающейся от своих изначальных корней. В нынешнем Кубинском обществе эти три этнических начала являют собой основу традиций, религиозности и культуры народа.

Образование

После того как на Кубе в 1959 году победила революция, развитие культуры стало одной из самых важных задач перед руководством страны.

До революции на Кубе 1958 году 23,6% всего населения было неграмотным. Через два года в 1961 году, была проведена Национальная кампания алфаветизации, эта акция вписала весомые страницы в историю образования населения Кубы. В кампании приняли участие как подростки так и взрослые. В результате уже через два года после победы революции на Кубе количество неграмотного населения упала до 1,5%. В эти 1,5% в большинстве своем вошли люди, которые по причинам возраста или состоянию здоровья не могли обучиться грамоте. Реформа укрепила единство народа из деревни и города а также дало возможность всем без исключения Кубинцам наслаждаться достижениями культуры, многие из них которых сами стали бурно заниматься творчеством в области литературы и художества.

Народу и правительству необходимо было заново переоценить произведения Кубинской и мировой культуры. По этому поводу государством оказывалось большое содействие работе издательств, театральным, танцевальным и музыкальным группам, организации музеев. Производилась серьезная работа по изучению культурных корней и фольклора Кубинского народа.

Сразу после победы революции правительство оказывало помощь организациям, которые способствовали росту культурного прогресса, это такие организации как Кубинский институт искусств и кинематографической индустрии (ICAIC), Дом Америк, Национальный союз писателей и артистов Кубы (UNEAC), Национальный совет по культуре теперь это Министерство культуры, Национальная комиссия музеев и памятников.

Важной основой, поддерживающей развитие Кубинского художественного творчества, представляет собой существование школ искусств. Эта образовательная система одно из самых серьезных достижений современного правительства в культурной сфере страны. 20 школ искусств дают людям начальное образование, 21 школа среднее а институт искусств высшее, из этих стен выходят специалисты музыки, театра, балета, танца, циркового искусства, пластического искусства, музыкального спектакля и другие. Выпускники этих заведений стали знаменитыми деятелями искусства и культуры, и получили мировое признание.

Высшее образование на Кубе берет свое начало с основания в 1728 году Гаванского Университета, 200 лет остававшимся единственным университетом Кубы, в 1947 году был создан Университет Ориенте и в 1952 Центральный Университет в городе Лас Вильяс.

На пороге революции существовали только 3 государственных университета, но в результате Университетской Реформы, проведенной в 1962 году, система высшего образования на Кубе была реорганизована, и оно стало более доступным также и для других регионов страны. Основались новые учебные центры, факультеты, университеты, филиалы по разным специальностям.

Процесс обучения в стране претерпевает серьезные трудности из-за нехватки материальных и технических ресурсов, но никогда ни одно из учебных заведений не закрывалось.

Искусство танца

В 1962 году открывается Национальная Школа Искусств (ENA) для подготовки преподавателей, артистов и пропагандистов на поприще искусства и культуры, для обеспечения развития Кубинского искусства и культуры.

Национальный балет в стране создал Кубинскую балетную школу, уважаемую и известную за ее пределами с высочайшим уровнем мастерства и своей оригинальностью. Есть также прославленные танцевальные коллективы, Балет Камагуэя и Про-Данса, Ансамбль национального танца Кубы, Национальный фольклорный ансамбль, Ансамбль современного танца, и другие.

Музыканты, композиторы и исполнители

Гениальные композиторы и музыканты творили кубинскую музыку, ее проигрывали в самых изысканных и популярных салонах Европы и многих стран. "Сон", "дансон","чачача", "ла габанера", эти произведения обогатили мировую музыку.

Кубинская земля всегда была богата выдающимися личностями, Эрнесто Лекуона национальный композитор Кубы, имеющий в мире большую популярность, болше чем 500 произведений написанные им стали культурным достоянием, также маэстро Родриго Пратс, музыкант и композитор Гонсало Роиг, также Рита Монтанер и Игнасио Вилла, Бенни Море и Синдо Гарай, Мигель Матаморос и Хосеито Фернандес, эти люди внесли свой неповторимый стиль в традиционную музыку.

В наше время Кубинская музыка является популярной во всем мире, очень многие знают таких знаменитых певцов, как Сильвио Родригес, Селина Гонсалес, Амаури Перес, Пабло Миланес, Сара Гонсалес. Существуют также всемирно известные оркестры народной музыки "NG Ла Банда", "Ван-Ван", "Иракере" который два раза награждался премией Грэмми, "Адальберто и су сон". Известные исполнители музыки "сальса" Исаак Дельгадо и Манолин, Паулито FG, продолжают играть в лучших традициях Кубинской музыки.

В музыке классического стиля нужно выделить Альдо Родригеса, Камерату Ромеу, Лео Брауера, Франка Фернандеса, Гарольда Граматгес. В наше время на Кубе насчитывается 11 600 и даже более профессиональных музыкантов высочайшего уровня.

Проза и поэзия

Куба это та страна, которая может похвастать перед мировым сообществом принадлежностью ей знаменитых в мире писателей Дульсе Мария Лоинас и Алехо Карпентиер , удостоенных премий Сервантеса, награжденный премией "Хуан Рульфо" Элисео Диего, национальный Кубинский поэт Николас Гильен, один из самых знаменитых испаноязычных поэтов, также многие и многие всемирно известные кубинские писатели и поэты, такие как Пабло Армандо Фернандес, Хосе Лесама Лима, Феликс Пита Родригес, Синтио Витиер Минель Варнет, Сальвадор Вуено, Дора Алонсо и Онелио Хорхе Кардосо.

Куба представляет одну из самых престижных премию в мире, Премию Дома Америк, это та премия, что каждый год дает возможность ознакомиться с произведениями латиноамериканской литературы на испанском языке, а также на португальском, также карибской литературы исполненной на английском, французском языках а также на креоле.

Большим центром культурной системы является институт Кубинский книги. Численность изданий и книг из года в год увеличивается, что свидетельствует о постоянном возрождении и приумножении национальной книги, в этом есть заслуга и других издательств страны.

Художественное искусство и скульптура

Кубинское искусство в виде архитектуры, гравюры, живописи, керамики, графики и скульптуры характеризуют высокий творческий художественный уровень. Очень важную роль в этом играют Национальная Школа Искусств и Институт Искусств и Школа пластического искусства им. Сан Алехандро.



Как пример достижений в искусстве можно представить выдающихся кубинских художников, Леопольдо Романяч, представляющий академизм начала нашего века, Рене Портокарреро, Мариано Родригес, Виктор Мануэль Гарсия, Карлос Энрикес, Вильфредо Лам, Амелия Пелаес, которые в пластическом искусстве по новому отобразили кубинскую самобытность, а также Файяд Хамис, Сервандо Кабрера, Марсело Поголотти, Луис Мартинес Педро Рауль Мартинес, Мануэль Мендиве, Нельсон Домингес, Альфредо Сосабраво, Арнальдо Ларринага, Эдуардо Рока (Чоко), Сайда дель Рио, Белкис Айон, Флора Фонг и другие. Живопись на Кубе в настоящее время находится в периоде своего расцвета, неуклонно растет международный интерес к художественным произведениям Кубинских мастеров, проводятся выставки и другие мероприятия по популяризации искусства, картины кубинских художников с большим успехом продаются в Соединенных Штатах, Европе, Латинской Америке, России и даже в Азии.



Скульптура в лице Кубинских мастеров также достигла немалых высот. Хотелось бы назвать в этой связи имена таких известных во всем мире мастеров, как Рене Негрин, Оснельдо Гарсия, Агустин Карденас, Санду Дарие, Кинтанилья и другие.



Графика в Кубинском искусстве получила свое развитие в последнее время. Художественное гравирование стало популярным и получило широкое распространение, были открыты мастерские, где художники сочеталют в своем творчестве традиционную технику и экспериментирование.

Кинематограф

Кубинский кинематограф, характеризующийся неповторимой выразительностью, удостаивался многих премий на различного рода международных фестивалях, что свидетельствует о мировом признании работ кинематографистов, таких как режисеры полнометражных фильмов Томас Гутиеррес Алеа, Хулио Гарсия Эспиноза и другие.

Уровень, достигнутый кубинскими кинематографистами в наши дни, невозможно сравнивать с киноискусством дореволюционного периода. В период с 1959 по 1997 годы всего было выпущено как самостоятельно так и совместно с другими странами 190 полнометражных и короткометражных фильмов, 220 документальных и более 280 мультипликационных фильмов. Ведя разговор о развитии Кубинского кинематографа, нельзя не отметить деятельность Сантьяго Альвареса, который, создав программу новостей латиноамериканского ICAIC и несколько документальных фильмов, тем самым основал новую школу в кинематографе.

За время существования Кубинская кинематография приобрела международный авторитет и вызывает большой интерес у критиков и зрителей самых различных стран. Под покровительством ICAIC ежегодно в Гаване проводятся Международные Фестивали нового латиноамериканского киноискусства, куда съезжаются звезды кино со всего мира, чтобы показать свои фильмы и обменяться новыми идеями и опытом. Первый Фестиваль прошел в 1979 году, и с тех пор Гавана является местом проведения этого международного форума, который предоставляет возможность ознакомиться с новейшими работами в мире киноискусства.

P.S.

Общество является самой главной основой культуры в стране. Нельзя не отметить роль районных и городских Домов культуры, развивающих социально-культурную жизнь Кубинского народа, активно посещаемые широкими слоями населения. Повышенное внимание к культурному прогрессу оказывается в стране, где большая часть ресурсов направляется на выполнение грандиозной задачи экономического и социального развития, в условиях агрессии и блокады в различных проявлениях. Ничто не может лучше доказать то большое значение, которое народ и государство придают роли искусства и литературы в социальном развитии.

Большинство из концертов и музыкальных спектаклей с участием кубинских и зарубежных артистов проходят бесплатно под открытым небом в Амфитеатре в Старой Гаване, на Малеконе, а также на Площади Революции.

На острове Куба находятся 222 музея, 51 театр, 443 кинотеатра, 156 видеозалов, 123 галереи искусств и 357 библиотек.