Роберто Фонсека, один из самых блестящих молодых джазовых музыкантов Кубы всех времен, был окружен музыкой и музыкантами с рождения. Его отец, Роберто Фонсека-старший, был ударником. Его мать, Мерседес Кортес Альфаро - певица, которая прежде была танцовщицей в клубе «Гавана Тропикана», а недавно она спела на последнем сольном альбоме ее сына - Zamazu (2007). Ранее она была замужем за легендарным джазовым пианистом Чучо Вальдесом. Два старших сводных брата Фонсеки - барабанщик Эмилио Вальдес и пианист Хесус «Чучито» Вальдес-младший.
«Когда я был моложе, я очень плохо учился», - признается Фонсека, хотя поверить в это трудно: он закончил престижную Академию Искусств по классу композиции со степенью магистра и работает преподавателем музыки. «Я не делал домашних заданий, родителям постоянно приходилось заставлять меня учиться, но это было только до тех пор, пока я не осознал, что музыка - это на самом деле моё предназначение. Вот тогда я стал серьёзнее - ну, не совсем уж серьёзно, - но немножко серьезнее относиться к музыке».
Фонсека начал играть на барабанах, когда ему было четыре года. Он сыграл свой первый профессиональный ангажемент с группой, исполняющей кавер-версии песен Битлз (он был Ринго). Он переключился на фортепиано и продолжал усердно работать с ним, поражая толпы людей своей виртуозностью на гаванском фестивале «Джаз Плаза» в 1991 году. Тогда ему было 15 лет. Его первый альбом, «Сначала», на котором он записывался с Хавьером Зальба и группой “Темпераменто", был назван в 1999 году лучшим кубинским джазовым альбомом. После этого были две сольные записи (Tiene Que Ver и Elengo), а затем, в 2001 году, он поехал в Японию, чтобы записать альбом «Предела нет: афро-кубинский джаз», который со временем стал культовым альбомом жанра. С выходом его последнего альбома Zamazu аудитория его поклонников стала намного больше. По словам одного обозревателя, «Zamazu» - “искусный, разнообразный альбом с правильной последовательностью композиций, образующих одно целое. Он оставляет сильное впечатление от того, кем является Фонсека и насколько многообещающими являются его будущие произведения".
Фонсека дебютировал на международной арене в 2001 году, когда он сопровождал группу Буэна Виста в качестве запасного пианиста, дублера великого Рубена Гонсалеза. Когда в 2003 году Гонсалез умер, Фонсека занял его место аккомпаниатора для Ибрагима Феррера, еще одной звезды Буэна Виста и величайшего кубинского певца в стиле болеро. Фонсека играл на выступлении, которое стало последними гастролями Феррера, и он был одним из тех, кто продюсировал “Mi sueño", собрание традиционных болеро, выпущенных после смерти Феррера в 2005 году.
Важность работы Фонсеки с Гонсалезом и Феррером для него и для его карьеры трудно переоценить. Она позволила ему стать в один ряд с такими кубинскими легендами музыки, как Качаито Лопез, Гуахиро Мирабаль и Мануэль Гальбан, и он сыграл более 400 концертов с ними по всему миру. И все-таки, назвать Фонсеку приверженцем традиций было бы неправильно. Конечно, вы слышите кубинские мотивы в его игре, на которую вешают ярлык джаза - но вы можете также услышать достаточно афро-кубинского соула и фанка. И он по-настоящему зажигает.